События
|
Исследования | Моделирование волновых процессов в стержневых диэлектрических антеннахВиртуальный обучающий стенд (лабораторный макет) математического моделированияПрограмма "Исследование стержневых диэлектрических антенн" (Research rod dielectric aerials - RRDA v.5.2) предназначена для виртуального (математического и графического) моделирования направленных волновых свойств диэлектрической антенны при проведении лабораторных занятий или исследовательских работ в лабораториях АФУ высших и средних учебных заведениях, специализирующихся по направлению радио и электросвязи Данный продукт является виртуальным компьютерным макетом действующей лабораторной установки с одноименным названием, построенным в строгом соответствии с задачами которые возлагаются на его прототип. Однако помимо математического моделирования реальных электродинамических процессов программа построена на решение задачи модернизации учебного процесса и внедрения новых методов обучения. Для этого в ее возможности входит интерактивный оконный интерфейс, позволяющий проводить исследования с информационной поддержкой о правильности того или иного действия. Реальная лабораторная установка схематически выглядит следующим образом:
![]()
Система сочетает в себе такие возможности как:
Помимо этого в функции программы были включены такие как: Обобщенный алгоритм программы можно представить как:
![]() При реализации проект также были созданы сопроводительные материалы; При испытаниях программы в ТУИТ (Ташкентский Университет Информационных Технологий) было показано, что система способна обеспечить довольно высокое число вариантов заданий. Это позволяет использовать ее в достаточно большом компьютерном классе одновременно на всех ПК. Установка задания может быть произведена до начала занятий и с этого момента программа находится в режиме ожидания учащегося. Дополнительные функции программы не позволят студентам самовольно выйти из программы, сменить задание, отвлечься на другую программу или сфальсифицировать данные в своей лабораторной тетради. В каждом окне предварительного расчета предоставляется весь спектр необходимой информации (параметры определенные заданием, ранее уже рассчитанные параметры, иллюстрации, схемы и графики) с тем, чтобы учащийся смог успешно произвести заданный этап расчета. В помощь предоставляется калькулятор, результат расчета в котором автоматически подставляется требуемое поле. На каждом этапе расчета производится проверка значений, и программа не даст перейти в следующее окно пока значения не будут рассчитаны правильно. Рис. 1. Меню Рис. 2. Установка задания Рис. 3. Регистрация студента и знакомство с заданием Рис. 4. Определение параметров волновода Рис. 5. Определение коэффициента замедления волны Рис. 6. Начало исследования поворотом антенны от генератора Рис. 7. Исследование ДН в прямоугольных координатах Рис. 8. Исследование ДН в полярных координатах Решение об оценке выполненной работы принимает преподаватель на основе записей студента и показаний ЛОГ файла, где указаны все заданные заранее и полученные в ходе выполнения работы данные (Ф.И.О., номер группы, вариант задания, промежуточные величины, итоговый расчет ХН и ДН). При этом в ЛОГ файл записывается информация обо всех ошибках, сделанных во время проведения предварительного расчета, что также должно быть учтено при определении оценки. В режиме исследовательской работы система предоставляет возможность обойти этапы предварительного расчета для жестко заданных условий, и сразу перейти в окно расчета ХН и отображения ДН. Такой режим предназначен для исследователей характеристик диэлектрической антенны. Осуществляется это с помощью возможности производить изменение всех предварительных величин прямо в том же окне где, рассчитывается ХН и отображается ДН. После каждого изменения параметров моментально изменяются ХН и ДН. Таким образом, можно, произвольно подбирая характеристики, получить оптимальную ДН, а в случаи необходимости зафиксировать цифры ХН в ЛОГ файл. Далее, на основе полученных данных и для их подтверждения, возможно реализовывать реальную физическую установку с заданными размерами волноводов и входными параметрами. Рис. 9. Исследование ДН с возможностью манипулирования результатами (исследовательский режим в прямоугольных координатах) Рис. 9. Исследование ДН с возможностью манипулирования результатами (исследовательский режим в полярных координатах) Таким образом, программу RRDA5.2 можно отнести к учебно-методическому пособию нового поколения, построенному с использованием современных компьютерных и образовательных технологий. |